МБОУ "Луковецкая средняя школа"            Карта сайта                 Возрастные ограничения 6+

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая (составитель Масляных М.А.)

МБОУ «Луковецкая средняя общеобразовательная школа»

Литературно – музыкальная композиция к 9 мая

Тема: «Памяти павших посвящается…»

Составила и провела
Масляных Марина Анатольевна
учитель иностранного языка
I кв. категории

п.Луковецкий, 2012.

Пояснительная записка.
Данное мероприятие было разработано и приурочено к 9 мая, когда вся страна вспоминает и чтит память героев, павших во время Великой Отечественной войне.
В монтаже участвовали ученики театрального кружка, который работал на базе Луковецкой «СОШ». Проходило мероприятие в стенах музыкальной школы. Её педагоги обеспечили оформление зала и музыкальное сопровождение композиции.

Цель:
1. Ознакомление учащихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны.
2. Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

Задачи:
1. Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
2. Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Мы каждый год 9 мая обращаемся к тому, что в каждой семье будет свято вечно. Великая Отечественная война… Она затронула каждую семью. И мы всегда будем помнить о жуткой цене, заплаченной за победу: о миллионах человеческих жизней, а ценнее человеческой жизни нет ничего в мире. Это были ваши ровесники, ровесники ваших родителей. Погибали отцы и сыновья, братья и сёстры, старики и дети. Нам надо знать и помнить о тех, кто за нас отдал свои жизни: как они жили, воевали, трудились, о чём думали и мечтали.

1-й чтец - Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил.
2-й чтец – Тем, кто мёрз в окопах холодными ночами.
3-й чтец – Тем, кто на речных переправах шёл ко дну.
4-й чтец – Тем, кто на века канул безымянный в фашистском плену.
5-й чтец – Всем, кто ушёл в бессмертие, выстоял и победил, посвящается…

Звучит вальс, на его фоне звучит стук метронома.

Ведущий: Шли последние минуты мирной жизни.
Вальс звучит громче и постепенно замолкает. 

1-й чтец:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь,
К цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких- то 5 минут осталось!

2-й чтец:
Июнь…Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.
Июнь… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет 1й день войны.
А кончится она лишь в 45-том, в мае.

Ведущий:
Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаём важное сообщение. Сегодня, 22 июня 1941 года…
Голос ведущего замолкает и звучит «Священная война» А. Александрова.

3-й чтец:
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: - «Вставайте на помощь», - Родина.

4-й чтец:
Уходили мальчики – на плечах шинели.
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики – пыльными степями.
Умирали мальчики, где не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчику поддаваться страху.
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В чёрный дым сражений на броне покатой.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу в 41-м, Шпрее в 45- м.
Показали мальчики за 4 года
Что такое мальчики нашего народа!

Ведущий:
Такие молодые, совсем несмышлёные встретили вчерашние выпускники немецких захватчиков, встали на защиту своей Родины. Единственное, чему они удивлялись – тому, что они с начала войны неожиданно стали взрослыми. Из выпускников 1941 года в живых к концу войны осталось только 7%.

5-й чтец:
Весёлые, отважные, простые,
В свой звёздный час не дрогнули они,
И в памяти о них по всей России,
Горят сегодня вечные огни.

Ведущий:
У войны не женское лицо. Но там, где плакали мужчины, женщина не плакала. Женщины встали на просторе всей нашей огромной страны: в заводском цехе, на ржаном поле, у детской колыбели, у операционного стола… и фронт не дрогнул.

6-й чтец:
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
Рубила, возила, копала,
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живёшь!

Ведущий:
Люди гибли не только на фронте, но и в глубоком тылу. Погибали от недоедания, от холода, но при этом трудились по-геройски.

Хочется вспомнить и о тех, кто ежеминутно рискуя своей жизнью, под шквальным огнём выносил с поля боя раненых солдат. Хрупкие, юные они спасали жизни десяткам бойцов и сами нередко оставались лежать там, на поле брани.

7-й чтец:
Четверть роты уже скосило…
Распростёртая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: - «Не могу»!
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
(Санитарочке той усталой 18 сравнялось лет).
Отлежишься, обдует ветром,
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.

Между жизнью и смертью грани –
До чего же хрупки они…
Ты приди же, солдат, в сознанье,
На сестрёнку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьёт диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду –
Человека опять спасёшь.
Он вернётся из лазарета –
Снова ты обманула смерть,
И одно лишь сознанье это
Всю-то жизнь тебе будет греть.

Ведущий:
Земля горела под ногами лютого врага. В тылу немецких оккупантов действовали сотни партизанских отрядов. И как могли, помогали Родине дети: кто у станка или в поле, кто на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли.

1-й чтец:

В Минске стоит памятник юному пионеру Марату Казею. На бронзовой гимнастёрке – бронзовые ордена и медали. Когда началась война, Марат учился в 4-м классе. Фашисты превратили школу в казарму. После того, как палачи казнили мать, Марат ушёл в лес к партизанам.


2-й чтец:
В рваной одежде, в лаптях и с холщёвой сумкой через плечо шагал Марат по разорённым деревням Белоруссии: запоминал расположение вражеских частей, примечал сколько у фашистов танков, машин, техники. Вместе с партизанами он участвовал в боях, взрывал железные дороги.

3-й чтец:
Герой Советского Союза Марат Казей ушёл из жизни, как герой. Один, в бою с фашистами, последней гранатой он взорвал себя, когда фашисты были совсем рядом.

Звучит симфония С. Прокофьева «Тема нашествия».

Ведущий:
Фашисты не щадили никого: ни женщин, ни детей. Гитлер так напутствовал свои войска перед нападением на нашу страну: «Жестокость является благом для будущего… Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Её нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью».

И фашисты старательно выполняли этот приказ Гитлера. На работу в Германию были угнаны тысячи девушек и юношей, за годы фашистского террора пыткам и издевательствам в концлагерях подверглись 18 миллионов человек, а 2 миллиона из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев, а сколько белорусских и украинских деревень были стёрты с лица земли!

4-й чтец:
Слушайте, люди! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни. С гневом и болью расскажут они о трагедии этой деревни. 22 марта 1943 года отряд фашистских захватчиков окружил деревню. Все жители: старики, дети – были согнаны в сарай и заживо сожжены.

5-й чтец:
Слышали вы в Хатыни траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет, только раздастся он.
Кажется, ты в пустыне: выжжено всё дотла.
В этой военной Хатыни плачут колокола.

Ведущий:
Наша славная Советская Армия не только прогнала врага со своей земли, но и освободила от фашистского рабства другие страны. Народы этих стран с благодарностью всегда будут помнить о подвиге советских воинов.

6-й чтец:
Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен Рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил,
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа она стояла.
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом,
Осторожно вынес из огня.

7-й чтец:
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну,
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну?
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасённой на руках.
Он стоит. Как символ нашей славы.
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Ведущий:
Но самым трудным был последний бой. Каждый хотел выжить, дойти до Берлина, вернуться домой с победой.

Звучит «Последний бой» М. Ножкина, Д. Ашкенази.

1-й чтец:
Ещё горячкой боя сердце билось.
А в мир уже вступила тишина.
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.

Звучит «День Победы» Д. Тухманова.

Ведущий:
Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война. За 4 года потери составили 27 миллионов человек, погиб каждый седьмой.

2-й чтец:
Победа…Она пришла к нам 9 мая не в лавровом венке, торжественная и спокойная, нет. Она пришла в образе старой матери, опустила натруженные руки, поникла головой, скорбя о тех, кто не вернулся.

3-й чтец:
Победа! И если сейчас смеются дети, плавится сталь и пишутся книги, то это потому, что пришла Победа.

Ведущий:
Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших родных и близких, всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину.

Давайте почтим их память минутой молчания.

Звучит «Лакримоза» Моцарта.

4-й чтец:
Помните!
Через года, через века - помните.
О тех, кто уже не придёт никогда – помните!

5-й чтец:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Всегда достойны!

6-й чтец:
Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир так хочет тишины
Сегодня очень ясно представляю.
Спасибо Вам, что нам не довелось,
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки.
Страшнее слова нету, чем война,
Которая уносит всё святое,
Когда зловеще давит тишина,
Когда не возвратился друг из боя.

7-й чтец:

Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
- Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам, мы очень любим Вас!
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Список использованной литературы
1. Стихи о войне. Сост.: В.А.Костров. М.: Олимп.2005.
2. В разработке использованы отрывки из стихотворений С. Щипачёва, Р. Рождественского, Г. Рублёва, Ю. Друниной, М. Исаковского, И. Карпова.