«Пальчиковая гимнастика» - одна из форм технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.
Воспитатель : Ефимова Марина Витальевна
В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев».
И. П. Павлов: «Руки учат голову, затем
поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию головного мозга».
Известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: умело владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».
Задача взрослых при подготовке ребенка к школе - помочь развить мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика - лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольника.
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Она начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребенок учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Многим детям трудно манипулировать мелкими предметами, пальцы рук у них вялые и неловкие.
Существует много различных способов развития мелкой моторики рук. Это массаж рук, игры с мелкими предметами (мозаика, конструкторы и т.д.), игры с песком и водой, аппликация, оригами, лепка, рисование, штриховка и т.д.
Польза «пальчиковой гимнастики».
На пальцах и ладонях есть «активные» точки, массаж которых хорошо сказывается на самочувствии ребенка, улучшают работу мозга, поддержанию хорошего тонуса. «Пальчиковая гимнастика» разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому не следует акцентировать свое внимание только на одной руке. Это только допустимо для маленьких детей, которые не могут внимательно следить за двумя руками.
«Пальчиковые игры» - это веселые упражнения для пальчиков и рук, инсценировка с их помощью стихотворений, сказок и потешек.
«Пальчиковые игры» являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти, очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
*Способствуют развитию речи. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.
*Развивают восприятие, умение слушать речь взрослого.
*Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории.
*Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями. Подготовить руку к письму.
*Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
*Учат ребенка концентрировать внимание, развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запомнить положение пальцев и последовательность их движений.
*Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. А если ребенок левша, то помогает успешно адаптироваться в мире правшей.
Рекомендации по проведению «пальчиковых игр»:
*Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
*Выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
*Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текст).
*При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети его произносят целиком, соотнося слова с движением.
*Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются упражнения последовательно, пассивно с помощью взрослых.
*Никогда не принуждайте, попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно поменяйте игру (изменив задание).
*Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно для младшего возраста- 5 минут, для старшего-10 минут.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими.
Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимает, трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для него эмоций и удовольствий.
Необходимо помнить три важных правила
первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому они делятся на группы:
ИГРЫ – МАНИПУЛЯЦИИ.
«ладушки – ладушки…», «сорока - белобока…» - указательным пальцем
Осуществляют круговые движения.
«Пальчик - мальчик, где ты был…», «Этот пальчик - дедушка…» и т. д. ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.
Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
СЮЖЕТНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, животных, птиц, насекомых, деревьев.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ СО ЗВУКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г
ПАЛЬЧИКОВЫЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (гимнастика
мозга)
Предложены И. Денисовым и Г. Денисовым. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо указательный, средний и т.д.
«Кулак - ребро-ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе)
«Ухо-нос» - левой рукой взять за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки»- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета). Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза - сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С САМОМАССАЖЕМ И ПАЛЬЦЕВ РУК.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)
«Помоем руки под горячей водой»,
«Надеваем перчатки»,
«Засолка капусты» и т. д. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкие орехи, массажный мячи, шестигранный карандаш.
ТЕАТР В РУКЕ.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец,
безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения(«трепетание пальцев»)
«Сказка»- детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой – либо персонаж.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста могу отметить, что у детей 4-5 лет ещё недостаточно хорошо развита речь. Поэтому я уделяю большое внимание развитию речи с помощью «пальчиковых игр» в разных видах деятельности (на занятиях по математике, развитию речи). С помощью потешек и «пальчиковой гимнастики» обогащаю словарный запас детей, развиваю их воображение, память и речь. На занятиях по рисованию «пальчиковые игры» нужны для расслабления кисти руки.
Дети должны научиться быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Литература:
1. Т. Ю. Бардышева «Умелые пальчики». - М.ООО ТД Изд-во Мир книги,2008г
2.О.В. Закревская «Развивайся, малыш». - М: Изд-во ГНОМ и Д.,2007г
3. О.В. Елецкая, Е. Ю. Вареница «День за днем говорим и растем». М.ТЦ Сфера , 2005г
4.. И. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». - М., «Олма Пресс»,2001г
5.Е.Янушко «Помогите малышу заговорить!». - М. Теревинф. 2007г.